Про бред величия
Бредовые идеи величия – это достаточно большая группа расстройств, включающая в себя бред богатства, бред изобретательства, бред высокого происхождения, любовный (или эротический) бред, реформаторский бред, манихейский и альтруистический бред.
Различные виды бреда величия зачастую характеризуется благодушным, приподнятым настроением, радостью или спокойствием. Больные обычно терпеливы к неудобствам, доброжелательны, совершенно не агрессивны. Они уверены, что чудесно выглядят, нравятся окружающим, одарены редкими способностями.
Про бред богатства говорят, когда больной уверен в том, что он сказочно богат, но в действительности это совсем не так. Правдоподобность утверждений пациента может быть очень разной. Так, например, если бездомный человек убеждён, что на его банковском счету лежит десять тысяч рублей, это не звучит как нереалистичная фантазия. Но если больной утверждает, что все драгоценности планеты находятся в его собственности или он хозяин множества домов, выполненных из платины, то нелепость его высказываний становится очевидной. Известный французский писатель Ги де Мопассан перед своей смертью рассказывал, что семейство Ротшильдов завещало ему всё своё состояние.
Бред изобретательства отличается тем, что пациент уверен, что совершил научный прорыв, сделал невероятное открытие, изобрёл лекарство от неизлечимой болезни, нашёл препарат для вечной молодости, вывел формулу любви, сконструировал машину времени и проч. Так, больной может утверждать, что открыл все недостающие элементы в таблице Менделеева. Зачастую он приходит в заключению о том, что все окружающие его люди настоящие глупцы, так как отказываются от его потрясающих изобретений.
Бред высокого происхождения характеризуется тем, что больной убеждён в своей принадлежности к знатному роду, известному на всю страну или даже на весь мир. Больной может рассказывать, что является сыном популярного киноактёра, уважаемого государственного деятеля, известного просветителя, исторического персонажа или же имеет внеземное космическое происхождение. Так, пациентка из маленького городка была уверена в том, что является последней наследницей рода Ремарка, потому что один из родственников писателя бывал в её родной местности. Бредовые идеи пациентов могут быть максимально гротескными и абсурдными. Так, больной может уверять, что появился на свет в результате насилия инопланетянином его матери, которая, в свою очередь, является потомком Мухаммеда. Другой пациент убеждал окружающих в том, что является внебрачным сыном русского царя, именно это и является основанием, чтобы претендовать на российский престол.
Про любовный бред (см. эротомания) говорят, когда больной уверен в том, что в него безумно влюблен какой-то человек, зачастую знаменитость, который в действительности не только не испытывает симпатию, но даже может быть и не знаком с пациентом. Эротический бред держится на убеждённости больного, что его поклонник посылаем ему тайные сигналы, выражая своё восхищение. Знаками безоговорочной любви пациент может считать яркие цвета одежды прохожих, распустившуюся розу на прилавке цветочника, жестикуляции случайного человека в парке и проч. На всевозможные знаки внимания больной старательно отвечает, отправляя посылки и письма своему поклоннику, совершая регулярные звонки и навещая его. Хорошо зная ежедневное расписание своего воздыхателя, пациент вторгается в его личную жизнь, нередко нарушая его личные границы. Когда иллюзорный обожатель отрицает романтические чувства, то больной относится к отказу как к заранее подготовленной и продуманной стратегии поведения, которая стремится сберечь нежные чувства от завистников и недоброжелателей. Нередко этот вид расстройства сочетается с бредом ревности.
Реформаторский бред проявляется тем, что больной убежден в своей способности менять окружающий мир, например с помощью изменения скорости вращения планеты вокруг своей оси. Пациент уверен, что может изменить климат на Земле в благоприятную сторону, но зачастую его «способности» направлены в сторону политики, он знает, как наладить ситуацию в стране, создаёт свои экономические и политические модели.
Манихейский бред (см. антагонистический бред) отличается верой больного в то, что вокруг него идёт битва добра и зла, призванная заполучить на свою сторону его тело и душу. Пациент пребывает в постоянном страхе неизбежной катастрофы, но при этом испытывает экстаз. Он страдает слуховыми взаимоисключающими галлюцинациями, когда голоса противоречат друг другу. Исход противостояния воспринимается больным как нечто грандиозное, катастрофическое, поэтому бредовые идеи обычно крайне агрессивны. Больной представляет собой опасность для окружающих, особенно и потому что со стороны выглядит здоровым, а вся борьба разворачивает у него в голове. Он может пропагандировать свои бредовые идеи в массы, без труда вклиниваясь в социальные группы. Искренняя вера в болезненные идеи не останавливает больного даже от самопожертвования.
Альтруистический бред (также бред мессианства) характеризуется тем, что больной уверен в своей высокой миссии политического или религиозного характера. Так, он может верить, что в него вселились высшие силы, сделав его новым Мессией, и требуют от него объединить воедино добро и зло, создать новую религию.
Особенно ярко бред величия проявляется при парафренном и маниакальном синдромах.