Психиатрические синдромы разных культур
Как вы думаете, все люди Земли сходят с ума одинаково?
Сегодня поговорим о том, что не у всех народов встречаются одинаковые нарушения, ведь некоторые расстройства могут быть обусловлены культурой человека. Например, психически больной европеец может страдать галлюцинациями, связанными с атомной бомбой, роботами или техногенными катастрофами, но такие бредовые идеи совсем не характерны для человека, к примеру, из латиноамериканского племени. Африканец же скорее испытает галлюцинации, связанные с духами предков. Какие психиатрические синдромы характерны только для одних народов и никогда не встречаются у других?
В Японии существует тайджин-киофушу, который проявляется страхом потерять доброе отношение к себе со стороны окружающих, а также страхом оскорбить других людей своим поведением / выражением лица / физическим недостатком. Также страх вызывают и чужие взгляды.
В Африке встречается синдром зар, который представляет собой одержимость духами. Человек убеждён в том, что духи вселяются в людей и устраивают праздник, поэтому больной начинает без своей воли петь, плакать или смеяться, танцевать, часто причинять себе физические травмы (например, биться головой об стену). Иногда больные впадают в апатию, отказываются от еды.
Канадский индеец из племени оджибуэй может испытать витико. В этот момент он погружается в сильный страх, теряет аппетит, мучается тошнотой, рвотой и поносом. Больной уверен, что превратился в страшного демона, который выглядит как огромный скелет изо льда. В этот момент он крайне опасен для окружающих, так как способен наброситься на другого человека и убить его, поэтому его лечит шаман или же его изгоняют из племени, или убивают. Витико является культурно окрашенным бредом одержимости.
Корейцы подвержены синдрому хва-биунг, который состоит из страха умереть от боли в эпигастрии.
Малазийские женщины могут испытать на себе синдром латах, который выражается во внезапном страхе или удивлении. Сильные эмоции заставляют малазиек бездумно говорить или действовать, подчиняться приказам окружающих людей. Это состояние не поддаётся контролю и может поставить в неловкое положение.
В племени кечуа, которое проживает в Южной Америке, встречается синдром сусто. Повстречавшись со сверхъествественным, шаман теряет душу, что выражается в общей слабости, потере аппетита и веса, расстройствах сна, депрессии и апатии. Болезненное состояние может длиться от нескольких месяцев до нескольких лет. Народ племени верит, что для излечения необходимо совершать жертвоприношения и заклинать землю вернуть больному душу.
В Японии зафиксирован синдром отаку, при котором человек погружается в виртуальную реальность, игру, вытесняя из жизни все социальные нужды. Этому синдрому подвержены люди любой страны, достигшей высокого уровня технического развития.
Арктическая истерия встречается только у канадских эскимосов. Это расстройство проявляется в том, что в тягостных, стрессовых ситуациях больной убегает в тундру или же бросается в ледяную воду. Не совершив этих действий, у человека могут возникнуть судороги и агрессия, страх, ему становятся недоступными произвольные действия, он начинает повторять движения, слова, мимику окружающих его людей. В похожих географических зонах этот синдром может наблюдаться и у представителей других культур. Похожее расстройство зафиксировано и у гренландских рыбаков, оно называется пиблоктог. Оно также возникает в стрессовых ситуациях, больной раздевается догола и бросается в снежный сугроб и истошно кричит. Длится приступ несколько минут, после чего больной засыпает и после не помнит произошедшего (амнезия).
Также зафиксированы уже знакомые нам синдром Стендаля, Парижский синдром и Иерусалимский синдром, вызванный посещением святых мест.