Чем опасно посещение Флоренции?
Про синдром Стендаля говорят, когда человек склонен очень остро воспринимать произведения искусства, проникаясь глубиной чувств и эмоций художника, как бы переносясь в изображённую реальность. Нередко встречаются случаи, когда туристы, потрясённые красотами Флоренции, попадают в больницы с признаками этого странного недуга, в состоянии аффекта. Кризис наступает в основном во время посещения одного из 50 музеев итальянского города. Именно поэтому охранники флорентийских музеев проходят специальную подготовку, чтобы уметь оказать помощь особо чувствительными туристами. Мало того, в главной больнице города есть отделение для лиц с синдромом Стендаля. Но к возникновению синдрома могут привести и красоты природы, и наблюдение за редкими животных, а также созерцание необычайно красивых женщин и мужчин.
Как проявляется синдром Стендаля?
→ тахикардия (частое сердцебиение)
→ головокружение
→ потеря сознания (обморок)
→ ощущение отсутствия опоры под ногами, возникающее в зоне воздействия произведений искусства
→ могут встречаться и потеря ориентации в пространстве, и галлюцинаций
→ эмоции от увиденного настолько сильны, что могут доходить до истерии или паники
→ нередки попытки уничтожить шедевр.
Данная симптоматика появляется, когда человека охватывает волна чувств, он находится под воздействием произведений изобразительного искусства, поэтому чаще всего расстройство возникает в культурных точках (музеях, галлереях, древних храмах, городах с многовековой историей). Проявления чаще происходят не в виде восхищения, а в виде депрессии.
Кто наиболее подвержен этому синдрому?
В группе риска находятся женщины в возрасте от 25 до 40 лет. А также впечатлительные, хорошо образованные люди с высоким уровнем культуры, которые понимают ценность произведений искусства. Но бывают и случаи, когда очень далёкие от искусства люди начинают страдать от этого недуга. Нередко синдром проявляется у тех, кто длительное время ждал встречи с мировыми шедеврами. Сильно развитое и плохо контролируемое воображение может усугубить самочувствие человека в подобной ситуации, так как он мысленно переносится на полотно, становится участником картины, теряет связь с реальностью. По наблюдениям специалистов, наиболее подвержены синдрому люди с религиозным образованием. Кроме того, фактором риска является и стремление ознакомиться большим количеством произведений искусства за короткое время.
Кому нечего опасаться?
Всякому с нормальным культурным развитием, иногда посещающему театры, музеи и галереи. Учитывая культурное наследие нашей страны, скорее всего, человеку из России не грозит пасть жертвой синдрома Стендаля.
Как к синдрому относится наука?
Чтобы найти доказательства существования синдрома Стендаля, в 2010 и 2011 годах было проведено экспериментальное исследование. Туристы-добровольцы согласились осматривать музеи Флоренции с датчиками, измеряющими пульс, температуру тела и артериальное давление. Оказалось, что синдром Стендаля в действительности существует, но подвержены ему люди с неустойчивой психикой.
Впервые это расстройство было описано в 1979 году. Психиатр Грациэлла Магерини рассказала в своей книге, что туристы из Северной Америки и Азии не испытывают на себе симптомы расстройства, так как флорентийское искусство не связано с их культурой. Итальянцам тоже не стоит опасаться этого синдрома, потому что для них красота архитектуры Флоренции является привычной.
Самые большое количество случаев синдрома Стендаля было зафиксировано во Флоренции, Венеции, Риме и Стамбуле.
Синдром назван в честь классика французской литературы Анри Стендаля (Мари-Анри Бейль), который был впечатлительным человеком, и на себе испытал признаки этого недуга.
По своей природе этот синдром Стендаля схож с Парижским синдромом и Иерусалимским синдромом.